Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


«Ульяновская средняя общеобразовательная школа №1»

Военно-патриотическое воспитание в школе

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Николай Константинович Рерих


 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к собственной Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников обязано вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой люд, уважение к его великим свершениям и достойным страничкам прошедшего. Многое требуется от школы: её роль в этом плане нереально переоценить.

«Грамотных и продуманных действий требуют вопросы военно-патриотического воспитания, - подчеркнул президент РФ Д. А. Медведев - Не секрет, что у многих школьников сложилось негативное отношение к военной службе».

Ключевым элементом допризывной подготовки является обучение молодых людей военным специальностям. Базовый курс школьной программы сегодня отводит на это всего 70 часов. В связи с этим Дмитрий Медведев поручил разработать нормативы к материально-техническому обеспечению образовательных учреждений, участвующих в военной подготовке молодежи.

"Создание эффективной системы военно-патриотического воспитания - это не дело нескольких месяцев, - заключил глава государства. - Тем не менее этим надо заниматься". Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

В настоящее время такая проблема, проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение Отечества требуют пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Пересмотр касается и форм общественного сознания (духовно-нравственной, государственно-правовой, политической, религиозной, эстетической и т.д.) Обусловлено это тем, что процесс осознания себя патриотом в деструктивные периоды истории проходит неоднозначно и весьма противоречиво.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения.

К огорчению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание фактически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало много факторов: усиленное насаждение СМИ представления об ошибочном пути развития России, отсутствие общей гос, так сказать, базовой идеологии.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы. 

  

 


Основные направления ВПВ молодежи

1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Это направление ВПВ молодежи необходимо прививать на трудах наших литературных классиков: А.С. Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.А.Шолохова и многих других.

«Не материальный процесс, не изменение экономического быта, но лишь нравственные перемены в человеке, его жизнь в соответствии с духовными идеалами обеспечит ему достижение счастья - считал Ф.М.Достоевский.

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Очень хорошо взаимосвязьисторического и ВПВ выразил В.С.Пикуль «...роль истории в развитии великого народа, каковым является наш народ - огромна. Она воспитывает человека в духе осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследство наших предков».

«...Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»,- сказал художник В.М.Васнецов.

Не случайно в ноябре 1941 года, когда фашистские орды рвались к Москве (а над страной нависла смертельная опасность), с трибуны мавзолея В.И.Ленина на беспримерном в истории параде Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин заканчивал напутствие войск словами: «...Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Надо помнить, что армия, лишенная исторической памяти, которая вдохновляет и мобилизует,- битая армия. И, наоборот, если её солдаты, офицеры одухотворены высокой идеей защиты своей Родины, она непобедима.

3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ направление ВПВ предполагает формирование глубокого понимания:

- конституционного и воинского долга;

- политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины.

- место и роль ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Конституционный и воинский долг военнослужащих- это защита Отечества от нападения извне.

4. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ – воспитание важнейших духовно - нравственных и культурно-патриотических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ДЕЯТЕЛЬНОЕ – формирование добросовестного и ответственного к труду, связанного со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – формирование у молодежи психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы.

7. ВОСПИТАНИЕ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ, - представляющих из себя устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно -боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.


Организация и проведение ВПВ предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, а именно:

-беседы, утренники, веер вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
-совершенствование УМБ предмета ОВС;
-практические занятия, различные игры типа «Зарница», ознакомление призывников с жизнью и деятельностью войск, с бытом военнослужащих;
-военно-спортивные игры типа «Многоборье»;
-оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно - полевые обучения (занятия);
-патриотические и военно - патриотические, культурно - исторические, военно-спортивные клубы и объединения, различные кружки, спортивные секции, учебные пункты;

Ежегодно, живо и интересно, организованно и действенно, в масштабе Тосненского района проводятся мероприятия по военно -патриотическому воспитанию молодежи.

Организатором всех этих добрых дел является председатель законодательного собрания Ленинградской области Иван Филиппович Хабаров.

В большинстве учебных заведений нашего района военно-патриотическая работа проводится организованно, грамотно, доходчиво и индивидуально. В них созданы музеи (комнаты, уголки) боевой (трудовой) славы района. При музеях из числа учащихся (девушек и юношей) сформированы группы экскурсоводов, которые сами хорошо знают историю своего района, края, героев Гражданской и Великой Отечественной войн и могут доходчиво, интересно передать слушателям.


На всю жизнь останутся в памяти учащихся имена директоров школы

- Фаины Сергеевны Шатинской;
- Сергея Борисовича Болобан;
- Александра Игнатьевича Евгрфова;

- Надежды Васильевны Федоровой
- Ирины Михайловны Одиной и многих других за их педагогическую деятельность в патриотическом воспитании.


Из учебно-методического пособия, составленного полковником в отставке Колесниковым Алексеем Васильевичем, работником Тосненского военкомата.

Преподаватель – организатор Ульяновской СОШ No 1 подполковник – инженер в отставке Винницкий Анатолий Митрофанович

Учебник «Основы военной службы»Учебно – методическое пособие. Г. Тосно. 2002 г.